Татуировка — это вид искусства с многовековой историей. На протяжении многих тысячелетий способы ее нанесения, методы и инструменты непрерывно менялись, совершенствовались, в них вносились значительные изменения. Мы расскажем, как татуировка эволюционировала от древних бронзовых игл и долот, сделанных из кости, до современных тату-машин, какими мы их знаем.
Древние тату-инструменты
Древнеегипетские инструменты для нанесения татуировок
Эти рисунки были сделаны из пигмента на основе углерода (вероятно, сажи), который был введен в слой дермы кожи с помощью инструмента для с несколькими иглами. Это свидетельствует о том, что египтяне умели покрывать пигментом достаточно большие области дермы и делать контура различной толщины.
Каждое острие иглы было сделано из прямоугольного куска бронзы, загнутого внутрь на одном конце для придания нужной формы. Затем несколько таких игл связывали вместе и прикрепляли к деревянной ручке. Затем их погружали в сажу и таким образом наносили татуировку.
Инструменты Та Моко (Маори)
Традиционно для создания уникальных рисунков использовался инструмент для татуировки, называемый ухи. Он сделан из заостренной кости с деревянной ручкой. Однако перед тем, как заносить под кожу пигмент из обожженного дерева, на коже сначала делали небольшие надрезы. Затем пигмент вбивался в эти места с помощью небольшого инструмента, похожего на долото.
Как и многие другие традиции полинезийских островных племен, та-моко (как способ нанесения татуировки) в значительной степени вымер в середине XIX века после колонизации. Однако с тех пор он пережил великолепное возрождение благодаря современным маори, которые невероятно увлечены сохранением и продолжением своих племенных обрядов.
Техника нанесения татуировок племени Даяков
Инструменты татуировки народа Хайда
Вот слова знаменитого антрополога Ларса Крутака, изучавшего племена хайда:
Татуировка хайда была довольно редкой до 1885 года. Традиционно она выполнялась вместе с потлачем (традиция церемониального обмена дарами) в ознаменование завершения строительства жилища из кедровых досок и главного опорного столба. Потлач влек за собой раздачу личного имущества хозяином дома тем, кто выполнял важные функции в строительстве этого дома. Каждый подарок повышал статус главы дома и его семьи и особенно приносил пользу детям домовладельца. После длительного обмена дарами каждому ребенку дома вождь племени даровал новое потлачское имя и татуировку, которая придавала им высокий статус.
Интересно, что народ хайда — одно из немногих племен, которые использовали красные и черные пигменты для создания своих племенных татуировок.
Ранние современные татуировки
Тайский Сак Янт
Янт — это священный геометрический рисунок, который предлагает различные благословения и защиту через буддийские псалмы. В своем полном представлении «Сак Янт» означает волшебную татуировку. Во время процесса поются молитвы, чтобы наполнить татуировку духовными защитными силами. Считается, что чем ближе рисунок к голове, тем больше вам будет везти на протяжении жизни.
Традиционно буддийские монахи используют длинные шипы, сделанные из заостренного бамбука или металла, в качестве инструмента для татуировки. Подобный инструмент использовался для создания татуировок Сак Янт, напоминающих гобелен. Для данного процесса, выполняемого вручную, требуется слаженное действие обеих рук мастера: одна для направления инструмента, а другая для постукивания по концу стержня, чтобы ввести чернила под кожу. Иногда использовалось священное масло для создания дополнительных магических чар вокруг рисунка для защиты владельца.
Японская техника «тебори»
Тебори дословно означает «вырезать вручную» и происходит от древнего ремесла вырезания по дереву и создания штампов для печати изображений на бумаге. В татуировке используется инструмент для татуировки, состоящий из набора игл, прикрепленных к деревянному или металлическому стержню, известному как «номи».
Художники управляют «номи» одной рукой, а другой рукой методично вводят чернила в кожу ритмичными постукивающими движениями. Это гораздо более медленный процесс, чем современная татуировка, но благодаря этому получается создать более насыщенный результат и более плавный переход между оттенками.
Токийский художник тебори, известный как Рюген, рассказал CNN, что ему потребовалось 7 лет, чтобы отточить свое мастерство:
Чтобы овладеть мастерством тебори, требуется больше времени, чем для тренировки на электрической машинке. Я думаю, это потому, что есть много параметров, таких как угол входа иглы в кожу, скорость, сила, время и интервалы между «тычками».
Инструменты Викторианской эпохи
Ручка Эдисона
Ручка Эдисона представляла собой трубку-держатель с электродвигателем, установленным сверху. Это изобретение требовало от оператора глубоких знаний об аккумуляторе, чтобы вовремя и правильно обслуживать его, в то время как пишущие машинки были гораздо более доступны и просты в обслуживании для простого человека.
Однако, несмотря на первоначальный провал, моторизованная ручка Эдисона подготовила почву для совершенно другого типа инструмента — первой электрической татуировочной машины.
Электрическая тату-машинка О’Райли
В 1891 году, вдохновленный технологией, которая использовалась в ручке Эдисона, О’Рейли добавил в нее две иглы, резервуар для чернил и изменил угол наклона держателя. Так родилась первая в мире роторная тату-машинка. Она была способна выполнять до 50 ударов в секунду — как минимум на 47 больше, чем у самого быстрого и опытного «ручного» мастера. Машинка произвела революцию в тату-индустрии и изменила направление будущих тату-инструментов.
Три года спустя, проработав несколько лет ручными инструментами, соперник Райли, Сазерленд Макдональд, также запатентовал свою собственную электрическую татуировочную машину. В статье 1895 года в издании «The Sketch» репортер описал машину Макдональда как «маленький инструмент, который издает несколько странный жужжащий звук».
Современные инструменты для татуировки
С того момента прошло еще 50 лет, прежде чем кто-либо запатентовал следующую татуировочную машину. В 1978 году уроженка Канады Кэрол «Смоки» Найтингейл разработала сложное «электрическое маркировочное устройство для татуировки людей» со всевозможными настраиваемыми элементами. Конструкция включала в себя регулируемые катушки, пружины и подвижные контактные винты для изменения глубины прокола кожи, что бросало вызов идее о том, что электрические татуировочные машины должны иметь фиксированные компоненты.
Хотя машина никогда не производилась серийно из-за производственных трудностей, она продемонстрировала новые возможности для индустрии и подготовила почву для регулируемых роторных машинок, которые сегодня используются в татуировке.
***
Учитывая то, как случайные успехи Эдисона и Найтингейла помогли сформировать сегодняшнюю бурно развивающуюся тату-индустрию в том виде, в каком мы ее знаем, мы осмелимся сделать вывод. Время от времени небольшие неудачи в одной сфере могут многому научить не только авторов этих «неудач» , но и повлиять самых неожиданным образом на развитие других сфер деятельности.